Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей /sadovshhikova.ppt

Психологическое консультирование педагогов – принципиально важ­ное направление в дошкольной практической деятельности психоло­га. Работа с педагогическим коллективом особенно актуально для детей, попадающих в дошкольное учреждение, т.к. именно здесь ребёнок проводит большую часть своего времени с воспитателями и другими педагогами. Поэтому, я считаю, что очень важно правильно организовывать работу педагогов, направлять их деятельность в нужное русло и помогать разбираться в потоке новой информации.

Организуется же это сотрудничество в значительной мере в про­цеcсе консультирования. Таким образом, педагог рассматривается как союзник психолога, сотрудничающий с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития детей. Текущее сотрудничество педагогов и психолога – формы деятельности, направленные на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. В различных видах консультирования проявляются формы организации такого сотрудничества.

Работа педагога-психолога ДОУ предполагает  осуществление ряда основных задач в работе с педагогическим коллективом, а именно:

  1. Повышение профессионального мастерства воспитателей;
  2. Активирование творческого потенциала педагогов;
  3. Создание условий для повышения уровня комфортности в педагогической деятельности;
  4. Формирование коммуникативной компетентности педагогов;
  5. Создание условий для повышения социально-правовой культуры воспитателей и других участников педагогического процесса.

                                                              
             И уже для реализации данных задач,  работа с педагогическим коллективом строится по следующим направлениям.

Во-первых – это психолого-педагогическое просвещение педагогов.

В нашем дошкольном учреждении постоянно проводятся тематические лекции и семинары, темы многих из которых предлагают сами педагоги. Например, их интересуют такие вопросы, как  «Гиперактивность», «Адаптация к ДОУ», «Агрессия в дошкольном возрасте», «Особенности эмоционального развития детей», «Возрастные кризисы развития», «Что такое «Эмпатия» и многое другое. На семинарах мы обсуждаем различные варианты работы с детьми той или иной группы, разбираем конкретные вопросы, делимся опытом в том или иной сфере знаний. Воспитатели учатся грамотно, психологически-корректно разговаривать с разными категориями родителей, давать уместные рекомендации, находить подход к тому или иному ребёнку в ежедневных педагогических ситуациях.

Во-вторых, для самих педагогов периодически проводятся тренинговые занятия с психологом, которые, в зависимости от поставленной цели, помогают решить те или иные задачи. Например, мы работаем с понятиями «эмоциональное выгорание», «профессиональная деформация», разрешением конфликтных ситуаций внутри коллектива, разбираемся с внутренними барьерами, проводим тренинги «социально-личностного развития», устраиваем минуты релаксации. Такой вид деятельности является весьма эффективным в работе с педагогическим коллективом, и, как следствие, оказывает положительное влияние на уровень профессионального мастерства воспитателей ДОУ.

Плюс к этому, конечно, постоянно ведётся индивидуальная работа с педагогами, т.к. не каждый воспитатель может разобраться с рядом возникающих вопросов коллективно. Для этого существует кабинет психолога, где обсуждаются не только педагогические ситуации, но и личные вопросы (т.к. эмоциональное выгорание может возникать не только вследствие профессиональных проблем, но и из-за ряда семейных, возрастных и других изменений).

Следующий пункт – это работа с младшими воспитателями (т.е. с нянями). Ведь в работе с детьми немалую роль играет и участие младшего персонала. Наши младшие воспитатели в конкурсах и на различных тематических семинарах учатся быть открытыми, внимательными, умеющими в любой ситуации подобрать нужные слова для ребёнка, родителя и педагога.

И ещё одним важным моментом является социально-правовая адаптация. Дело в том, что не многие из нас являются юридически грамотными в тех или иных вопросах, знают свои права и обязанности и правильно могут воспользоваться ими на практике. Поэтому мы уделяем внимание и этой стороне нашей работы. В этом блоке рассматривается правовая грамотность педагогов, происходит более тесное знакомство с законодательством, государственными программами и другими видами документации. Воспитатели учатся правильно применять эти знания на практике, например, в работе с родителями.

В общем и целом все поставленные задачи успешно осуществляются только в том случае, когда заинтересованы не только педагоги, но администрация ДОУ. Поэтому ещё одной задачей педагога-психолога становится работа с администрацией, внедрение новых методов работы должно быть обоснованным и удовлетворять запросам руководства. Поэтому начальство всячески привлекается к участию в нашей психолого-педагогической работе.

  Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины - она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса.                

Итак, психолого-педагогическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и проф­ессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:

• равноправное взаимодействие психолога и педагога;

• формирование у педагогов установки на самостоятель­ное решение возникших проблем;

• принятие участниками консультирования ответствен­ности за совместные решения;

• распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касается поведенческих проблем. К сожалению, до настоящего времени запрос педагогов к психологу, касающийся проблем познава­тельного плана, не занимает должного места. Педагог не рассматривает психолога как специалиста, способного помочь в решении проблем, связанных с познавательным развитием. Тем более это характерно для системы специального образо­вания в целом, поскольку в идеале педагогический состав ее должен в большинстве своем состоять из педагогов-дефектологов либо педагогов, ориентирующихся в проблемах обуче­ния детей с отклонениями в развитии. В то же время психо­лог, имеющий, как правило, общепсихологическое, а не спе­циально психологическое образование, не имеет достаточных знаний в области отклоняющегося развития. Поэтому наибо­лее частым запросом педагога является просьба к психологу не столько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный зап­рос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожи­дает от психолога столь же конкретного ответа. Первое, что необходимо понять в подобном случае: мы не можем ограни­читься конкретным ответом на конкретный запрос педаго­га. Это было бы непрофессионально, да и эффективность подобного рода действий психолога оказывается в таких слу­чаях крайне низкой. В любом случае необходима достаточ­но продолжительная разъясняющая работа, которая и явля­ется самой консультацией.

Структура консультирования

1.         Всегда следует начинать беседу с педагогом с того, каким он видит ребенка. Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется по­ведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»

2.         Далее необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений. Прежде чем при­ступить к следующему этапу консультирования, психолог дол­жен для самого себя определить, до какой степени мнение пе­дагога является совпадающим с его собственным мнением о ребенке и его проблемах и может ли он немедленно приступить к обсуждению детских проблем или же ему понадобится какое-то время для обдумывания ситуации. Достаточно часто последовательность двух первых этапов консультирования может быть и обратной: вначале педагог предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные про­блемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о том, каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъяв­ляемых претензий.

3.    Этап собственно консультирования педагога в отношении тех или иных проблем конкретного ребенка, группы детей (класса в це­лом). Не следует употреблять собственно психологическую терминологию, а по возможности выбирать понятные для не психолога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его зна­ния детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и убеждать другого человека. Достаточно часто педагогу требу­ется определенное время для того, чтобы обдумать полученную информацию. Поэтому вся информация должна быть разумно до­зирована, а не «выдана» за один прием. Благоприятным можно считать тот случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом и это может, в свою очередь, являть­ся поводом для более углубленного объяснения состояния ребенка по отношению к предъявленным проблемам.

4.  Активное проявление интереса психолога к тому, насколько по­лезными оказались его рекомендации и какие из них действительно работают. Это окажется полезно не только с психотерапевти­ческой стороны, но и чрезвычайно важно для самого психолога. Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о про­цессе психологического сопровождения педагога как важней­шего участника образовательного процесса.

 В современном мире уже давно большой популярностью пользуется дистанционное общение или по другому – общение в пространстве опосредованное разными техническими средствами, в данном случаи интернет общение. Проведя опрос на своем личном сайте с педагогами, родителями, как главных субъектов сотрудничества, были выявлены следующие результаты:

• 43% (37 человек) – предпочитают обмен информацией и общение в «живую» или «с глазу на глаз»;

• 51% (44 человек) – предпочитают получать и обмениваться информацией через интернет

  • 4% (4 человека) – предпочтительней получать консультацию через информационные стенды, буклеты.

Дистанционное консультирование – это самостоятельный вид консультирования. Эта работа направлена на взаимодействие педагога и родителей. В силу занятости и загруженности педагогов на своем рабочем месте, не всегда есть возможность собрать весь педагогический коллектив, для того чтобы оказать психологическую помощь при решении тех или иных проблем, с которыми сталкиваются педагог. В этом случаи пропущенный материал можно восполнить, изучив конкретные темы  на персональном сайте педагога-психолога.

Данная форма работы приветствуется как педагогами, так и родителями, так как все они являются активными пользователями интернета. Так же немало важным является тот факт, что теоретический и практический материал всегда доступен, при необходимости его можно заново проработать.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

Детские работы и фотографии размещены с письменного согласия родителей (законных представителей)

Галерея изображений
контакт
Адрес Электронной Почты: Sett190@mail.ru
Наш адрес:
412032
Саратовская область г.Ртищево
ул.Котовского д.33а
МДОУ д/с №2 "Пчелка"