Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей /sadovshhikova.ppt
Психологическое консультирование педагогов – принципиально важное направление в дошкольной практической деятельности психолога. Работа с педагогическим коллективом особенно актуально для детей, попадающих в дошкольное учреждение, т.к. именно здесь ребёнок проводит большую часть своего времени с воспитателями и другими педагогами. Поэтому, я считаю, что очень важно правильно организовывать работу педагогов, направлять их деятельность в нужное русло и помогать разбираться в потоке новой информации.
Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процеcсе консультирования. Таким образом, педагог рассматривается как союзник психолога, сотрудничающий с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития детей. Текущее сотрудничество педагогов и психолога – формы деятельности, направленные на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. В различных видах консультирования проявляются формы организации такого сотрудничества.
Работа педагога-психолога ДОУ предполагает осуществление ряда основных задач в работе с педагогическим коллективом, а именно:
- Повышение профессионального мастерства воспитателей;
- Активирование творческого потенциала педагогов;
- Создание условий для повышения уровня комфортности в педагогической деятельности;
- Формирование коммуникативной компетентности педагогов;
- Создание условий для повышения социально-правовой культуры воспитателей и других участников педагогического процесса.
И уже для реализации данных задач, работа с педагогическим коллективом строится по следующим направлениям.
Во-первых – это психолого-педагогическое просвещение педагогов.
В нашем дошкольном учреждении постоянно проводятся тематические лекции и семинары, темы многих из которых предлагают сами педагоги. Например, их интересуют такие вопросы, как «Гиперактивность», «Адаптация к ДОУ», «Агрессия в дошкольном возрасте», «Особенности эмоционального развития детей», «Возрастные кризисы развития», «Что такое «Эмпатия» и многое другое. На семинарах мы обсуждаем различные варианты работы с детьми той или иной группы, разбираем конкретные вопросы, делимся опытом в том или иной сфере знаний. Воспитатели учатся грамотно, психологически-корректно разговаривать с разными категориями родителей, давать уместные рекомендации, находить подход к тому или иному ребёнку в ежедневных педагогических ситуациях.
Во-вторых, для самих педагогов периодически проводятся тренинговые занятия с психологом, которые, в зависимости от поставленной цели, помогают решить те или иные задачи. Например, мы работаем с понятиями «эмоциональное выгорание», «профессиональная деформация», разрешением конфликтных ситуаций внутри коллектива, разбираемся с внутренними барьерами, проводим тренинги «социально-личностного развития», устраиваем минуты релаксации. Такой вид деятельности является весьма эффективным в работе с педагогическим коллективом, и, как следствие, оказывает положительное влияние на уровень профессионального мастерства воспитателей ДОУ.
Плюс к этому, конечно, постоянно ведётся индивидуальная работа с педагогами, т.к. не каждый воспитатель может разобраться с рядом возникающих вопросов коллективно. Для этого существует кабинет психолога, где обсуждаются не только педагогические ситуации, но и личные вопросы (т.к. эмоциональное выгорание может возникать не только вследствие профессиональных проблем, но и из-за ряда семейных, возрастных и других изменений).
Следующий пункт – это работа с младшими воспитателями (т.е. с нянями). Ведь в работе с детьми немалую роль играет и участие младшего персонала. Наши младшие воспитатели в конкурсах и на различных тематических семинарах учатся быть открытыми, внимательными, умеющими в любой ситуации подобрать нужные слова для ребёнка, родителя и педагога.
И ещё одним важным моментом является социально-правовая адаптация. Дело в том, что не многие из нас являются юридически грамотными в тех или иных вопросах, знают свои права и обязанности и правильно могут воспользоваться ими на практике. Поэтому мы уделяем внимание и этой стороне нашей работы. В этом блоке рассматривается правовая грамотность педагогов, происходит более тесное знакомство с законодательством, государственными программами и другими видами документации. Воспитатели учатся правильно применять эти знания на практике, например, в работе с родителями.
В общем и целом все поставленные задачи успешно осуществляются только в том случае, когда заинтересованы не только педагоги, но администрация ДОУ. Поэтому ещё одной задачей педагога-психолога становится работа с администрацией, внедрение новых методов работы должно быть обоснованным и удовлетворять запросам руководства. Поэтому начальство всячески привлекается к участию в нашей психолого-педагогической работе.
Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины - она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса.
Итак, психолого-педагогическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:
• равноправное взаимодействие психолога и педагога;
• формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
• принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
• распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касается поведенческих проблем. К сожалению, до настоящего времени запрос педагогов к психологу, касающийся проблем познавательного плана, не занимает должного места. Педагог не рассматривает психолога как специалиста, способного помочь в решении проблем, связанных с познавательным развитием. Тем более это характерно для системы специального образования в целом, поскольку в идеале педагогический состав ее должен в большинстве своем состоять из педагогов-дефектологов либо педагогов, ориентирующихся в проблемах обучения детей с отклонениями в развитии. В то же время психолог, имеющий, как правило, общепсихологическое, а не специально психологическое образование, не имеет достаточных знаний в области отклоняющегося развития. Поэтому наиболее частым запросом педагога является просьба к психологу не столько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный запрос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожидает от психолога столь же конкретного ответа. Первое, что необходимо понять в подобном случае: мы не можем ограничиться конкретным ответом на конкретный запрос педагога. Это было бы непрофессионально, да и эффективность подобного рода действий психолога оказывается в таких случаях крайне низкой. В любом случае необходима достаточно продолжительная разъясняющая работа, которая и является самой консультацией.
Структура консультирования
1. Всегда следует начинать беседу с педагогом с того, каким он видит ребенка. Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется поведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»
2. Далее необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений. Прежде чем приступить к следующему этапу консультирования, психолог должен для самого себя определить, до какой степени мнение педагога является совпадающим с его собственным мнением о ребенке и его проблемах и может ли он немедленно приступить к обсуждению детских проблем или же ему понадобится какое-то время для обдумывания ситуации. Достаточно часто последовательность двух первых этапов консультирования может быть и обратной: вначале педагог предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные проблемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о том, каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъявляемых претензий.
3. Этап собственно консультирования педагога в отношении тех или иных проблем конкретного ребенка, группы детей (класса в целом). Не следует употреблять собственно психологическую терминологию, а по возможности выбирать понятные для не психолога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его знания детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и убеждать другого человека. Достаточно часто педагогу требуется определенное время для того, чтобы обдумать полученную информацию. Поэтому вся информация должна быть разумно дозирована, а не «выдана» за один прием. Благоприятным можно считать тот случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом и это может, в свою очередь, являться поводом для более углубленного объяснения состояния ребенка по отношению к предъявленным проблемам.
4. Активное проявление интереса психолога к тому, насколько полезными оказались его рекомендации и какие из них действительно работают. Это окажется полезно не только с психотерапевтической стороны, но и чрезвычайно важно для самого психолога. Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о процессе психологического сопровождения педагога как важнейшего участника образовательного процесса.
В современном мире уже давно большой популярностью пользуется дистанционное общение или по другому – общение в пространстве опосредованное разными техническими средствами, в данном случаи интернет общение. Проведя опрос на своем личном сайте с педагогами, родителями, как главных субъектов сотрудничества, были выявлены следующие результаты:
• 43% (37 человек) – предпочитают обмен информацией и общение в «живую» или «с глазу на глаз»;
• 51% (44 человек) – предпочитают получать и обмениваться информацией через интернет
- 4% (4 человека) – предпочтительней получать консультацию через информационные стенды, буклеты.
Дистанционное консультирование – это самостоятельный вид консультирования. Эта работа направлена на взаимодействие педагога и родителей. В силу занятости и загруженности педагогов на своем рабочем месте, не всегда есть возможность собрать весь педагогический коллектив, для того чтобы оказать психологическую помощь при решении тех или иных проблем, с которыми сталкиваются педагог. В этом случаи пропущенный материал можно восполнить, изучив конкретные темы на персональном сайте педагога-психолога.
Данная форма работы приветствуется как педагогами, так и родителями, так как все они являются активными пользователями интернета. Так же немало важным является тот факт, что теоретический и практический материал всегда доступен, при необходимости его можно заново проработать.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.